Работа с древесиной

При работе с древесиной часто возникает необходимость соединить отдельные детали, что осуществляется различными способами. При этом нужно различать наращивание и сращение. Если в первом случае один элемент продолжает другой по вертикали, то в последнем — по горизонтали. Соответственно и способы их выполнения различны. Рассмотрим некоторые из них.
1. Для наращивания впритык детали обрезают по торцу, в каждом находят центр и просверливают отверстия под штырь. Чтобы он плотно вошел в отверстия, он должен быть короче на 20-30 мм. Вставив штырь, детали надевают на него, ударяя кувалдой.
Нарастить впритык можно также с помощью деревянных накладок и болтов. Чтобы соединение было прочным, длина накладки должна быть равна 4 диаметрам торцов бревен, которые наращиваются, а ширина должна составлять 2/3 диаметра. Накладки врубают, наложив с противоположных концов. Глубина выборки под них должна быть не меньше 0,2 диаметра бревна. Наложив накладки, их скрепляют болтами или хомутами.
2. Кроме того, детали наращивают и накладкой вполдерева как под прямым, так и под косым углом.
Торцы деталей аккуратно опиливают. В первом случае определяют центры торцов и очерчивают их диаметры, после чего под прямым углом к торцам от концов бревен намечают линии, длина которых оставляет 2-2,5 диаметра бревна. Выполняют пропил, вырубают древесину и зачищают место соединения. Наложив концы, их фиксируют болтами или хомутами. Во втором случае, выполняя косое соединение, опиливают торцы, определяют центры, очерчивают диаметры, делят их на 3 равные части, пропиливают и скалывают древесину, а место соединения зачищают. Концы накладывают друг на друга и фиксируют болтами или хомутами.
3. Благодаря сращиванию прямым замком соединяемые элементы работают на растяжение.
При вырубке замка высоту торца одного из элементов делят на 5 равных частей. Через эти точки проводят 4 линии, после чего от торца отмеряют 2 отрезка, длина которых составляет 1,5 высоты бруска, по верху и по бокам бруска делают 2 риски, по которым пройдут 1-й и 2-й пропилы.
От 2-й линии на торце по боковой стороне чертят линию, доводя ее до 1-й риски, а от 3-й линии на торце обозначают линию до 2-й риски.
По 1-й и 2-й рискам выполняют пропил, который доходит до 3-й линии, стесывают торец до 2-й линии и вырубают древесину между пропилами до 3-й линии. Полученные поверхности зачищают. Точно так же выполняют другую деталь, потом накладывают их друг на друга и закрепляют.
4. Еще более прочным является соединение прямым замком с натяжными клиньями. Последовательность работы практически не отличается от выполнения сращения прямым замком, но посередине каждого замка предусматривают место под клинья, которые забивают с обеих сторон.
Сращивание бревен можно осуществлять и косым замком, предварительно разметив их.
1. На опиленных торцевых сторонах сращиваемых бревен находят центры, через которые затем проводят диаметр, после чего его делят на 6 равных частей и обозначают их цифрами. Через точки 1 и 5 перпендикулярно диаметру на торцах чертят линии 3-3, 4-4.
2. Отступив от торца на расстояние, которое составляет 2,5 диаметра, по окружности бревна чертят линию, параллельную торцу, после чего прямыми линиями, параллельными оси бревна, соединяют точки 1и5 (1 линию), 3 и 6 (2 линии).
3. На боковой поверхности заготовки чертят линии 4-5-4,6-2-6. Разметив таким образом конец бревна, его отесывают и получают плоскость при линии 4-5-4.
4. На образовавшейся плоскости проводят линию, которая соединяет центр линии 4-4 с точкой 5, разделив ее пополам, чертят линию 7-7 (она должна пройти под углом в 90° к первой).
5. По линии 6-5-6 перпендикулярно оси бревна до точки 6 выполняют пропил. А пропил 7-7, располагающийся перпендикулярно плоскости 4-5-4, делают до линии 6-2-6 и находят точки 8.
6. Древесину между точками 7-5-7 выбирают на соответствующую глубину и получают новую плоскость 8-6-6-8, которую затем зачищают. На этом разметку одного конца бревна можно считать законченной. Второй сращиваемый конец размечают аналогичным образом.
7. Затем подготовленные концы накладывают друг на друга и фиксируют болтами или хомутами.
Аналогичным образом соединяют не только бревна, но и брусья. Наибольшая прочность сращиваемых деталей достигается благодаря натяжному клину.

 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 179
Просмотры материалов : 908139
Сейчас 65 гостей онлайн